photo
Цифровизация ЖКХ: технологии, этапы, перспективы и сложности

Что такое цифровизация ЖКХ и зачем она нужна. Трансформация жилищной сферы: меры и направления. Преимущества использования ГИС ЖКХ. Цели и перспективы цифровизации в сфере ЖКХ.

5 мин
368
05.02.2025

Сейчас все чаще звучит термин «цифровизация», который означает использование передовых компьютерных разработок в разных отраслях деятельности. Цифровые технологии стремительно внедряются и в сферу ЖКХ с целью упростить жизнь управляющим компаниям и просто людям, потребляющим различные услуги. Разберемся, зачем нужны такие метаморфозы, какие направления модернизируются, какие результаты уже есть и чего стоит ожидать. 

Зачем нужна трансформация жилищной сферы

ЖКХ — одна из самых специфических и сложных отраслей отечественной экономики. Она считается достаточно проблемной из-за неорганизованного управления, непрозрачных расчетов и высокого износа фондов. Долгое время бреши в этой сфере пытались закрыть благодаря частному финансированию со стороны бизнеса, но такая мера существенно не повлияла на управляемость. Сейчас государство сделало ставку на цифровизацию ЖКХ, которая позволит:

  • Повысить управляемость предприятий сферы жилищно-коммунального хозяйства.
  • Прийти к прозрачности деятельности.
  • Предотвратить потерю ресурсов и сократить нецелевые расходы.
  • Оптимизировать и автоматизировать все расчетные операции.
  • Повысить скорость реагирования на чрезвычайные ситуации.
  • Автоматизировать обмен данными между сетями разных предприятий сферы ЖКХ.
  • Прогнозировать предстоящие расходы на ремонт и закупку необходимого оборудования.
  • Повысить эффективность работы компаний и степень удовлетворенности граждан оказанными услугами.

Резюмируем — внедрение технологий помогает подсветить существующие проблемы, оптимизировать использование полезных ресурсов, прийти к более эффективному управлению предприятиями сферы жилищно-коммунального хозяйства.

Использование ГИС ЖКХ

Одно из направлений цифровизации в сфере ЖКХ — создание единой информационной системы для органов муниципальной власти, владельцев разноплановой недвижимости и компаний, оказывающих коммунальные услуги. Последние должны в обязательном порядке зарегистрироваться в ГИС, поскольку этого требует действующее законодательство.

ГИС представляет собой единое информационное хранилище данных обо всех отечественных предприятиях ЖКХ, поставщиках коммунальных услуг и управляющих компаний. В системе отображаются сведения об инструментах коммуникации в жилищно-коммунальной сфере, выполненных работах, жилищном фонде, тарифах на оплату жилья, водоснабжения, отопления и т.д.

Цифровые технологии, в частности, ГИС, полезны и для потребителей коммунальных услуг. Благодаря единой системе граждане могут:

  • Своевременно получать квитанции на оплату услуг.
  • Узнавать важную информацию, касающуюся изменений в жилищно-коммунальной отрасли.
  • Дистанционно взаимодействовать с поставщиками коммунальных услуг и управляющими компаниями.
  • Узнавать о существующих задолженностях.
  • Контролировать изменения тарифов.
  • Узнавать о плановых и аварийных ремонтных работах.
  • Оставлять жалобы и получать обратную связь от представителей коммунальных служб.

ГИС ЖКХ давно и активно используется во всех регионах страны. В систему можно заходить как с браузера, так и через одноименное мобильное приложение, которые открывает доступ к полному функционалу государственного ресурса.

Цифровизация водоснабжения

Цифровизация в сфере ЖКХ затронула и системы водоснабжения. Разработана концепция «Цифрового водоканала», включающая максимальную автоматизацию бизнес-процессов компаний, представляющих рынок водоснабжения. Планируется автоматизировать такие операции, как выставление счетов для пользователей услуг, предварительный анализ состояния оборудования, снятие показания счетчиков. Пока эти действия преимущественно осуществляются вручную, из-за чего отрасль водоснабжения остается одной из самых консервативных в российской экономике. Государство проявляет инициативу в отношении стимулирования сферы при поддержке госкорпораций и крупных предприятий-инвесторов.

«Росатом» принимает непосредственное участие в развитии отрасли водоснабжения. Предлагаем ПО «Цифровой водоканал», которое будет полезно для контроля и диспетчеризации внутренних процессов предприятий водоснабжения. При его создании эксперты опирались на наиболее используемые решения, существующие на мировом рынке:

  • Системы умного учета расхода воды.
  • Технологии интеллектуального обнаружения аварийных ситуаций, в частности, утечек.
  • Решения для управления интеллектуальными трубопроводами и насосными станциями.
  • ПО для управления активами предприятий в сфере водоснабжения, мониторинга состояния ресурсов.

В рамках цифровизации ЖКХ и конкретно сферы водоснабжения предполагается внедрение всех этих технологий и на российский рынок.

Цифровизация управляющих компаний

Чтобы удовлетворить требования законодательства и сделать деятельность более эффективной, УК внедряют решение «Умное ЖКХ». Чего можно достичь с его помощью:

  • Автоматизировать взаимодействие управляющей компании и жителей домов.
  • Автоматизировать внутренние процессы с целью повышения эффективности и скорости работы. В первую очередь в цифровую плоскость переводится документооборот, поскольку государство давно настаивает на отказе от бумажной волокиты.
  • Внедрить технологии для управления инженерными сетями. Речь об использовании умных датчиков и счетчиков, систем видеонаблюдения, решений для диспетчеризации строений. Такие технологии позволяют оперативно обнаруживать аварийные ситуации и качественнее проводить обслуживание оборудования.
  • Автоматизировать взаимодействие с государственными контролирующими органами. Важная мера в этом направлении — ведение отчетности в едином информационном поле, где данные будут доступны для изучения инстанциями.

С одной стороны, цифровизация ЖКХ упрощает жизнь управляющим компаниям, с другой — является дополнительной нагрузкой, поскольку на использование технологий нужны значительные ресурсы. Несмотря на недостатки, УК постепенно переходят на новый формат работы, но до полной цифровизации еще далеко.

Переход компаний на отечественное программное обеспечение

В связи с санкциями и уходом большинства зарубежных поставщиков ПО с отечественного рынка предприятия в разных отраслях переходят на российские цифровые решения. Цифровизация жилищно-коммунального хозяйства тоже осуществляется путем внедрения программных продуктов и оборудования, разработанных в России. Сейчас активно используются отечественные программы для создания и ведения отчетности, платформы для управления домами, системы для дистанционного взаимодействия между управляющими компаниями и жильцами, а также другое ПО, позволяющее автоматизировать деятельность предприятий сферы ЖКХ.

Заключение

Цифровизация жилищно-коммунального хозяйства необходима для оптимизации деятельности отрасли, перехода на автоматизацию, более рационального использования имеющихся ресурсов. Но сфера ЖКХ достаточно тяжело переносит нововведения, поскольку приходится перестраивать годами отлаженную систему работы. Однако внедрять цифровые технологии необходимо хотя бы потому, что без них невозможно выполнить государственные требования и должным образом закрыть потребности потребителей услуг. Предприятия постепенно переходят на отечественное ПО, закупают новое, более качественное оборудование. Цифровые решения от «Росатом» тоже используются в этой отрасли и способствуют трансформации ЖКХ, росту эффективности деятельности.