Сейчас российский бизнес на пути к цифровизации, которая заключается во внедрении передовых технологий для оптимизации рабочих процессов, усиления производственных мощностей и улучшения качества коммуникации с клиентами. В статье рассказываем о задачах и проблемах цифровой трансформации, этапах перехода на новую модель работы.
Приходя к использованию передовых технологий, компании глобально преследуют четыре задачи:
В чем разница между цифровизацией и автоматизацией бизнес-процессов
Многие путают понятия автоматизации и цифровизации. Объясняем, в чем между ними разница. Автоматизация является основой для комплексной трансформации бизнеса. Она затрагивает конкретные процессы, которые можно и нужно оптимизировать, но не решает все задачи. Цифровизация — кардинальное изменение модели деятельности, переход на новый уровень взаимодействия внутри компании, с клиентами, с рынком в целом.
Сложности и проблемы цифровой трансформации российских компаний
Внедрение технологий и перевод бизнеса на новую модель работы сопряжены с некими сложностями, которые актуальны для организаций в любой сфере деятельности. Четыре ключевые проблемы:
Несмотря на проблемы, российские компании постепенно осознают необходимость перехода на новую модель деятельности и готовы внедрять технологии, чтобы не отставать от конкурентов.
Основные этапы
Внедрение цифровых технологий в бизнес-процессы происходит поэтапно. Описываем содержание каждого этапа:
Уровни цифровой трансформации бизнеса
В зависимости от количества и особенностей внедряемых технологий, компании могут прийти к одному из пяти уровней цифровизации. Более подробно разберем специфику этих уровней.
На этом уровне важно донести до сотрудников основные принципы работы цифровых решений, замотивировать персонал на изменения. Такой подход называется повышением «цифрового интеллекта».
Как правило, работа с сотрудниками ведется после того, как необходимые технологии уже выбраны, и создана стратегия их внедрения. Тогда разговоры о цифровизации бизнеса не будут чем-то абстрактным и малопонятным. Следует рассказать персоналу, что именно внедряется, зачем, как это поможет компании.
На втором уровне большинство компаний внедряют решения для сбора и обработки информации, оптимизации коммуникаций с клиентами, планирования и др. Пример технологий — CRM и ERP-системы, позволяющие грамотно накапливать и анализировать данные, выстраивать персонализированные предложения для клиентов, принимать важные стратегические решения.
Эта ступень на пути к цифровой трансформации подразумевает разработку стратегии на 3 уровнях: корпоративном, деловом и функциональном. Стратегия нужна, что определиться с требуемыми технологиями, заложить бюджет на их внедрение и внедрить оптимальные решения для оптимизации бизнес-процессов.
Многие компании останавливаются на этом уровне, поскольку он уже меняет модель ведения бизнеса и дает конкурентные преимущества. Однако с ростом компании растет и потребность в новых технологиях.
Перейти на эту ступень компаниям помогают средства предикативной самокоррекции, то есть интеллектуального исследования данных. С помощью таких инструментов можно спрогнозировать спрос на товары и услуги и в дальнейшем внедрять решения, которые помогут его удовлетворить.
На этом уровне компании приходят к открытой цифровой инфраструктуре и использованию цифровых API-интерфейсов, которые дают возможность открывать внутренние ресурсы для сторонних разработчиков. Это позволяет нарастить активную и заинтересованную аудиторию, выйти на новый уровень развития бизнеса.
К использованию передовых технологий приходят компании в разных отраслях. Для примера приведем опыт двух «китов» отечественного рынка: «Сбера» и «Русагро».
Крупный холдинг «Русагро» запустил онлайн-проект, нацеленный на комплексную автоматизацию работы штатных кадров. В результате удалось выявить сотрудников с низкой эффективностью работы и оптимизировать постановку задач перед персоналом.
«Сбер» одним из первых запустил sms-оповещения и удобный онлайн-банк с широким функционалом. Сейчас большинство услуг клиенты финансовой организации могут получать дистанционно — от консультаций до предварительного одобрения кредита.
Цифровизация бизнеса — не новомодный тренд, а обязательное условие для развития организаций в текущих экономических реалиях. Технологии давно перестали быть чем-то недосягаемым и малоизученным — это эффективные инструменты, которые могут вывести компанию на следующий уровень развития. Чтобы успешно прийти к новой модели работы, необходимо тщательно выбирать решения, отвечающие нуждам той или иной отрасли. В портфеле «Росатом» представлено более 60 цифровых продуктов для 13 направлений деятельности. Эти решения успешно внедряются российскими компаниями разных масштабов и позволяют цифровизировать ключевые бизнес-процессы.