photo
Цифровизация бизнеса в России: задачи, преимущества, сложности.

Как происходит цифровизация бизнес-процессов, какие уровни различают. Чем цифровизация отличается от автоматизации. Сложности цифровой трансформации бизнеса в России.

7 мин
916
20.01.2025
Цифровизация бизнеса в России

Сейчас российский бизнес на пути к цифровизации, которая заключается во внедрении передовых технологий для оптимизации рабочих процессов, усиления производственных мощностей и улучшения качества коммуникации с клиентами. В статье рассказываем о задачах и проблемах цифровой трансформации, этапах перехода на новую модель работы.

Задачи 

Приходя к использованию передовых технологий, компании глобально преследуют четыре задачи:

  • Обеспечение качественного цифрового взаимодействия с клиентами, которые так привыкли к технологиям, что ожидают высокий уровень цифровизации и от компаний. 
  • Достижение максимальной эффективности труда путем оптимизации бизнес-процессов, упрощения работы персонала за счет автоматизации части операций. 
  • Повышение конкурентоспособности в своей отрасли. Большинство компаний стремится к цифровизации бизнеса, и отставание от конкурентов грозит снижением эффективности деятельности, потерей преимуществ на рынке. 
  • Предоставление более качественного сервиса и повышение эффективности продаж путем персонализации клиентского опыта. 

В чем разница между цифровизацией и автоматизацией бизнес-процессов 

Многие путают понятия автоматизации и цифровизации. Объясняем, в чем между ними разница. Автоматизация является основой для комплексной трансформации бизнеса. Она затрагивает конкретные процессы, которые можно и нужно оптимизировать, но не решает все задачи. Цифровизация — кардинальное изменение модели деятельности, переход на новый уровень взаимодействия внутри компании, с клиентами, с рынком в целом. 

Сложности и проблемы цифровой трансформации российских компаний 

Внедрение технологий и перевод бизнеса на новую модель работы сопряжены с некими сложностями, которые актуальны для организаций в любой сфере деятельности. Четыре ключевые проблемы:

  • Дефицит квалифицированных кадров в ИТ-сфере. Государство делает упор на подготовку талантливых специалистов, но пока спрос не закрывает предложение. Тем более, цифровизация бизнеса происходит стремительными темпами, и разработчики должны оперативно адаптироваться к изменениям рынка. 
  • Нехватка материальных ресурсов. Не каждая компания может выделить достаточное количество средств на внедрение и развитие новых технологий в корпоративном периметре. Большинство организаций действует постепенно, совмещая цифровые системы с традиционными схемами работы. Отсюда вытекает еще одна проблема — ограничение скорости преобразования бизнеса. 
  • Недоказанная эффективность отечественных инструментов и практик, влияющих на цифровизацию. Постоянно появляются решения, адаптированные к российскому рынку, но пока большинство из них не опробовано в той мере, чтобы уверенно заявлять о полном удовлетворении потребностей бизнеса. 
  • Консервативные взгляды высшего руководства организаций на передовые технологии. Некоторые настолько привыкли к традиционным схемам работы, что с недоверием относятся к цифровой трансформации. В таких ситуациях частично спасает государственная инициатива, направленная на продвижение инновационных решений и их внедрение в бизнес. 

Несмотря на проблемы, российские компании постепенно осознают необходимость перехода на новую модель деятельности и готовы внедрять технологии, чтобы не отставать от конкурентов. 

Основные этапы 

Внедрение цифровых технологий в бизнес-процессы происходит поэтапно. Описываем содержание каждого этапа:

  • Анализ текущих рабочих процессов, поиск областей, которые можно цифровизировать. На этом этапе целесообразно ориентироваться на конкурентов — обращать внимание, какие области деятельности подвержены трансформации у них. 
  • Разработка стратегии цифровизации, выбор подходящих для отрасли технологий. Важно, чтобы выбранные решения безболезненно для бизнес-процессов интегрировались в деятельность компании.
  • Реализация пилотных проектов по цифровизации бизнеса. Такой подход дает возможность предварительно оценить эффективность технологий и при необходимости скорректировать стратегию. 
  • Обучение персонала работе с новыми решениями. На этом этапе следует объяснить сотрудникам, что технологии не вытесняют их с должности, а облегчают работу. 
  • Масштабирование изменений в необходимых пределах. Можно сначала цифровизировать какой-то один процесс, затем постепенно внедрять технологии в отношении других направлений деятельности. 

Уровни цифровой трансформации бизнеса

В зависимости от количества и особенностей внедряемых технологий, компании могут прийти к одному из пяти уровней цифровизации. Более подробно разберем специфику этих уровней. 

Первый уровень 

На этом уровне важно донести до сотрудников основные принципы работы цифровых решений, замотивировать персонал на изменения. Такой подход называется повышением «цифрового интеллекта». 

Как правило, работа с сотрудниками ведется после того, как необходимые технологии уже выбраны, и создана стратегия их внедрения. Тогда разговоры о цифровизации бизнеса не будут чем-то абстрактным и малопонятным. Следует рассказать персоналу, что именно внедряется, зачем, как это поможет компании. 

Второй уровень 

На втором уровне большинство компаний внедряют решения для сбора и обработки информации, оптимизации коммуникаций с клиентами, планирования и др. Пример технологий — CRM и ERP-системы, позволяющие грамотно накапливать и анализировать данные, выстраивать персонализированные предложения для клиентов, принимать важные стратегические решения. 

Третий уровень 

Эта ступень на пути к цифровой трансформации подразумевает разработку стратегии на 3 уровнях: корпоративном, деловом и функциональном. Стратегия нужна, что определиться с требуемыми технологиями, заложить бюджет на их внедрение и внедрить оптимальные решения для оптимизации бизнес-процессов. 

Многие компании останавливаются на этом уровне, поскольку он уже меняет модель ведения бизнеса и дает конкурентные преимущества. Однако с ростом компании растет и потребность в новых технологиях.  

Четвертый уровень

Перейти на эту ступень компаниям помогают средства предикативной самокоррекции, то есть интеллектуального исследования данных. С помощью таких инструментов можно спрогнозировать спрос на товары и услуги и в дальнейшем внедрять решения, которые помогут его удовлетворить. 

Пятый уровень

На этом уровне компании приходят к открытой цифровой инфраструктуре и использованию цифровых API-интерфейсов, которые дают возможность открывать внутренние ресурсы для сторонних разработчиков. Это позволяет нарастить активную и заинтересованную аудиторию, выйти на новый уровень развития бизнеса. 

Примеры 

К использованию передовых технологий приходят компании в разных отраслях. Для примера приведем опыт двух «китов» отечественного рынка: «Сбера» и «Русагро». 

Крупный холдинг «Русагро» запустил онлайн-проект, нацеленный на комплексную автоматизацию работы штатных кадров. В результате удалось выявить сотрудников с низкой эффективностью работы и оптимизировать постановку задач перед персоналом. 

«Сбер» одним из первых запустил sms-оповещения и удобный онлайн-банк с широким функционалом. Сейчас большинство услуг клиенты финансовой организации могут получать дистанционно — от консультаций до предварительного одобрения кредита. 

Заключение 

Цифровизация бизнеса — не новомодный тренд, а обязательное условие для развития организаций в текущих экономических реалиях. Технологии давно перестали быть чем-то недосягаемым и малоизученным — это эффективные инструменты, которые могут вывести компанию на следующий уровень развития. Чтобы успешно прийти к новой модели работы, необходимо тщательно выбирать решения, отвечающие нуждам той или иной отрасли. В портфеле «Росатом» представлено более 60 цифровых продуктов для 13 направлений деятельности. Эти решения успешно внедряются российскими компаниями разных масштабов и позволяют цифровизировать ключевые бизнес-процессы.