photo
"Карьерный лифт" Олега Маковельского

Три этапа профессионального роста директора ОЦК "Цифровые двойники" Росатома

10 мин
314
01.03.2024

Олег, приветствуем Вас на нашем сайте. Расскажите, пожалуйста, несколько слов о своем опыте до прихода в Росатом

Мою профессиональную карьеру на данный момент можно разделить на три части: работа на производстве, инженерный ИТ-консалтинг и цифровизация атомной отрасли.

Университетская специальность связана с промышленным дизайном и ювелирным литьём, однако подобных предприятий не было в моем родном городе – Иваново.

Первые два года я работал на машиностроительном и литейном производстве инженером-технологом, хотя интерес к автоматизации появился у меня ещё в студенчестве. За это время я успел освоить несколько рабочих специальностей, среди которых – токарь, несколько металлургических профессий и даже машинист экскаватора (предприятие выпускало гидравлические экскаваторы) – умение управлять им было обязательным требованием руководства завода. Эти практические знания впоследствии не раз мне пригодились.

Именно на производстве я столкнулся на практике с технологиями численного моделирования и управления жизненным циклом изделия, причем на базе отечественных программных продуктов. Это было в начале 2010-х годов. Мне, как молодому специалисту, стали доверять администрирование инженерных справочников PLM системы на базе Appius PLM (1С:PLM). 

Полученный на производстве опыт на тот момент оказался очень востребован в инженерном ИТ-консалтинге, и следующие 10 лет я в целом занимался именно этой деятельностью. Причем, эти 10 лет связаны с двумя крупнейшими западными вендорами на рынке управления жизненным циклом (ЖЦ) изделия и рынке численного моделирования - PTC и Ansys, соответственно. Происходил "бум" внедрения PLM в нашей стране. Я работал это время в отечественных компаниях, партнёрских по отношению PTC и Ansys.

Первые проекты получились длительными – 2-2,5 года, и были посвящены внедрению решений по управлению жизненным циклом (ЖЦ) изделия и созданию единых информационных систем предприятий.

Чем Вы занимались в этот период – можно чуть подробнее?

Моей специализацией была автоматизация технологической подготовки производства, управление инженерной НСИ, управление изменениями и интеграция со смежными системами класса MES/ERP. По мере профессионального развития добавились проекты автоматизации управления расчётными данными (SPDM). Могу также отметить, что несколько проектов, в которых я принимал участие в этот период, осуществлялись на предприятиях атомной отрасли, представление о которой я и получил, участвуя в них.

Что дал Вам опыт работы с зарубежными вендорами? Что можете сказать об их подходе?

Решения крупных зарубежных компаний отличает изначально заложенный платформенный подход, однако даже при таком подходе им не всегда удавалось покрывать все классы задач, и нам приходилось много заниматься вопросами интеграции. Из серьезных минусов иностранного ПО я бы отметил нежелание разработчиков адаптировать свои решения под требования наших ГОСТов и особенностей подготовки производства. Занимаясь решением этих вопросов, я также коснулся и разработки ПО. Постепенно партнерское портфолио программных продуктов стало расширяться новыми классами ПО, а с развитием концепций интернета вещей и цифровых двойников мое профессиональное развитие сместилось в эту мультидисциплинарную область.

В течении 5 лет я руководил продуктовыми командами по разработке решений класса «цифровой двойник» (ЦД) стадии «Эксплуатация» с использованием таких технологий ЦД, как дополненная реальность, функционально-блочное численное моделирование, low-code разработка на платформе промышленного интернета вещей. В это же время я успел поработать по совместительству в нескольких организациях, был архитектором облачного программно-аппаратного комплекса диагностики сложного динамического оборудования, охватив таким образом технологии автоматизации трёх стадий ЖЦ изделия – «Проектирование», «Производство» и «Эксплуатация».

Этот опыт лег в основу концепции комплексного цифрового двойника, к разработке которой я приложил усилия.
Также итогом этого периода стало создание нескольких запатентованных программных продуктов.

Как Вы пришли в Росатом?

Третий временной отрезок моего профессионального развития начался в мае 2022 года. Он непосредственно связан с работой в цифровом блоке атомной отрасли. К тому времени у меня сформировалось мнение о Росатоме, как о крепкой и надёжно стоящей на ногах организации.

Мне нравится то, что у нас есть образ будущего, описанный в достаточных подробностях и определяющий основные векторы развития.

Я проходил собеседования в двух организациях отрасли – ПО «Гринатом» и ЧУ «Цифрум», которые мне показались наиболее интересными работодателями. И в ЧУ «Цифрум», все сложилось удачно. Пришел на должность архитектора, и по началу участвовал в НИРах по тематике ИИ. Благодаря инициативе, поддержанной руководством ЧУ «Цифрум», и подходящему стечению обстоятельств через полгода я получил должность технического директора по проектам AR, VR и ЦД. Начиная с апреля 2023 года началось развитие направления «Цифровые двойники» ЧУ «Цифрум», и директором по цифровизации Росатома мне были поставлены соответствующие отраслевые задачи. С этого же времени начата деятельность рабочей группы по развитию направления «Цифровые двойники» (РГ ЦД), а с октября началось формирование отраслевого центра компетенций по развитию направления «Цифровые двойники» (ОЦК ЦД). Свою работу мы начали с гармонизации представлений в отрасли о ЦД.
Однако ограничиваться теоретическими и методическими изысканиями в наши планы не входит. Теорию нужно постоянно подкреплять практикой – она нужна для старта и ведения диалога с дивизионами отрасли на одном языке.

Какие основные задачи стоят перед Вами в ближайший год?

Перед самым 2024 годом моя должность изменилась на директора ОЦК ЦД, что стало следствием работы по этому направлению. Перед нами сейчас стоит несколько отраслевых методологических задач, но в ближайшей перспективе основной фокус лежит в продуктовой плоскости.

Именно этим мы в ОЦК ЦД и хотели бы заниматься для реальной практической помощи дивизионам отрасли и для достижения эффектов цифровой трансформации, которые описаны в Единой цифровой стратегии Росатома до 2030 года и направлены на достижение технологического суверенитета и глобального технологического лидерства.

Олег, спасибо за интервью!

Удачи вам!

Текст: Антон Куклин

Хотите поделиться историей своей цифровой карьеры в атомной отрасли  - пожалуйста, пишите нам в форме обратной связи "Связаться с редакцией" в футере сайта.